«Чти отца твоего и мать твою… - одна из заповедей Библии».
Каждый из родителей согласен, что как раз этого почитания и не хватает. Все для детей – время, силы, средства, не сложившаяся карьера, нереализованные мечты. Неудовлетворенность жизнью компенсируем мысленно тем, что забота о чадах превыше всего.
Такая жертвенность у нас иногда доходит до крайности, отодвигая на задний план самое главное в будущей жизни ребенка – способность самостоятельно принимать решения и совершать поступки.


Попытки соломки подстелить… Хочется взвалить на себя все потребности и нужды ребенка, решить за него все: начиная от еды и заканчивая с кем ему общаться. Так и вырастают у нас – инфантильные, не приспособленные к жизни личности.
Как часто мы не даем ребенку самостоятельно решить ту или иную проблему (взаимоотношения со сверстниками, неурядицы в школе, частые конфликты с преподавателями и другие)? А интересуется ли наш любимый отпрыск нашими проблемами, душевным состоянием, ну наконец задал ли хоть раз вопрос о том, почему ты грустишь, или что тебя волнует, как ты себя чувствуешь? Вряд ли кто из родителей утвердительно ответят на эти вопросы. Ведь мы сами стараемся не обременять чадо лишними переживаниями.
Ребенок наблюдая за поведением родителей, воспроизводит автоматически их действия в игре. А ведь именно игра является моделью будущих взаимоотношений наших детей в будущей жизни. Одни проявляют агрессию, а другие наоборот более податливы. Есть и такие, которые пытаются сохранить нейтралитет или выступить в роли судей. По наблюдениям, крайне редко дети обращаются друг к другу с вопросом: «Тебе больно?» или «Почему грустный?». Чаще всего разговоры сводятся к перечислению того, что у кого есть дома из игрушек и прочих благ, и куда ездил отдыхать с родителями.
Большинство отцов и матерей, бабушек и дедушек мечтают обрести душевное здоровье, покой и гармонию во взаимоотношениях с детьми и внуками, увидеть проявление заботы и внимания, не говоря уже о послушании. Так, может лучше начать с того, что обратить их внимание на свои душевные и физические потребности, на то что мы можем быть радостными и озадаченными, нам также бывает больно и тяжело, неудобно и жарко, мы устаем и можем находиться в подавленном состоянии, а иногда ничего не хочется делать?
Чаще рассказывайте детям о своих эмоциях, переживаниях, не пытайтесь оградить их от возможности научиться сочувствовать и сопереживать. Может, тогда мы меньше будем задаваться вопросом – ну почему наши дети такие бессердечные и бесчувственные?

Стрига Т.